Прикрыть наготу - замаскировать
убожество мысли или доводов.
Назарет:
Из Назарета
может ли быть что доброе? - презрительное замечание о людях, от которых
нельзя ожидать ничего дельного.
Слова одного из будущих
двенадцати апостолов Нафанаила, которыми он встретил весть о явлении Мессии в
лице Иисуса из Назарета (Ин. 1, 45-46).
Овца:
Отделять овец
от козлищ - устар. Отделять хорошее от плохого, нужное, полезное от ненужного,
вредного.
Выражение из Евангелия
(Мф. 25, 31-33).
Заблудшая овца
(овечка) - о сбившемся с правильного пути человеке.
Выражение из
евангельской притчи о человеке, у которого было стадо овец. Когда одна овечка
заблудилась и пропала, хозяин отправился на его поиски, так как ему было дорого
каждое животное из его стада. Он отыскал овечку и принес ее домой на плечах
(Мф. 18, 12; Лк. 15, 4-6).
Огонь:
Пройти [сквозь]
огонь [и] воду [и медные трубы] - 1. Многое испытать в
жизни, стать опытным. 2. Иметь сложное, небезупречное прошлое, сделаться
пройдохой. 3. Быть женщиной легкого поведения.
Оборот восходит к
библейским мотивам испытаний: «Мы вошли в огонь и в воду, и ты вывел нас на
свободу» (Пс. 65, 12; Ис. 43, 2).
Ослица:
Валаамова
ослица - 1. Книжн. Покорный, молчаливый человек, который неожиданно
запротестовал или выразил свое мнение. 2. Бран. Глупая, упрямая женщина.
Восходит к Библии (Чис.
22, 27-28). Пророк Валаам направлялся на своей ослице к моавитскому царю, чтобы
проклясть народ Израилев. Неожиданно ангел с обнаженным мечом перегородил
дорогу ослице, и она стала сворачивать в сторону. Не видящий ангела Валаам
начал бить ослицу. Тогда она запротестовала человеческим голосом.
Основание:
Разрушить до
основания - полностью уничтожить.
От библейского выражения разрушить до основания земли (Сир.).
Отпускать:
Ныне отпущаещи - устар. О
достижении чего-либо долгожданного.
Из евангельского рассказа (Лк. 2, 25-32) о
Симеоне, одном из жителей Иерусалима, которому было предсказано, что он не
умрет до тех пор, пока не увидит Иисуса Христа. Симеон произнес слованыне отпущаещи, когда увидел младенца
Иисуса в храме.
Отродье:
Хамово отродье - прост. бран. О
грубом, невоспитанном человеке.
Восходит к Библии (Быт.
9, 21-27), Ханаан, сын Хама, внук Ноя, был проклят Ноем за непочтительность к
нему.
Пелена:
Как будто
пелена упала с глаз у кого - Кто-либо внезапно узнал правду, понял, что заблуждался.
Библейское выражение.
Пепел:
Посыпать пеплом
голову - книжн. Предаваться крайней скорби, печали по случаю какой-либо
утраты, бедствия и т. п.
Выражение восходит к
Библии (Иов. 2, 12; Есф. 4, 1), где описывается древний обычай евреев посыпать
голову пеплом или землей во время траура или по поводу какого-либо несчастья.
Перст:
Перст Божий - устар. книжн.
Что-то таинственное, мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу
кого-либо.
В наказание за отказ
фараона освободить евреев из плена Бог подверг Египет суровым испытаниям:
превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек и т.д. Увидев мошек, волхвы сказали
фараону: «Это перст Божий» (Исх. 8, 19).
Вложить персты
в язвы - устар. книжн. Не доверяя другому, самому убедиться в чем-то на опыте.
Апостол Фома, когда ему
рассказали о воскресении распятого Христа, сказал, что не поверит, пока сам не
вложит перста своего в раны от гвоздей (Ин. 20, 24-29).
Песнь:
Песнь песней - книжн. Вершина
творчества какого-либо автора, замечательное произведение.
«Песнь песней» -
название одной из частей Библии, написанной, по преданию, царем Соломоном.
Высокие поэтические достоинства этой книги, воспевающей любовь, сделали ее
название крылатым выражением.
Песок:
Строить на
песке [дом, здание] - неодобр. В своих планах, рассуждениях опираться на недостаточно
надежные и проверенные данные.
Из евангельской притчи.
Христос сравнивает тех, кто слушает слова его учения, но не исполняет их, с
безрассудным человеком, построившим «дом свой на песке». Первые порывы ветра с
дождем разрушили дом (Мф. 7, 26-27).
Пир:
Валтасаров
пир - книжн. Пир, веселье накануне неминуемой беды.
(Дан. 5) Во время пышного пира у
вавилонского царя Валтасара появилась таинственная рука, начертавшая на
стене: Мене, текел, фарес. Пророк
Даниил объяснил, что письмена предрекают гибель царю. В эту же ночь Валтасар
был убит, а его царство было покорено Дарием.
Плач:
Вавилонский
плач - книжн. О сильной печали, тоске.
(Пс. 136), где
повествуется о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем
вспоминавших о своей родине.
Плевелы:
Отделять плевелы
от пшеницы; отделять пшеницу от плевел - книжн. Отделять вредное от
полезного, хорошее от плохого.
Притча рассказывает о
человеке, посеявшем пшеницу; ночью пришел враг - человек - и посеял среди
пшеницы плевелы (сорняки). Когда взошла пшеница и появились плевелы, рабы
предложили выдергать их. Но хозяин, чтобы вместе с сорняками они не выдернули и
пшеницу, велел оставить все до жатвы: сначала выдернуть плевелы и сжечь их, а
потом убрать пшеницу. По символике притчи плевелы - это «сыны лукавого», а враг
(человек) - «недреманный дьявол».
Плен:
Египетский
плен; плен египетский - книжн. О тяжелой неволе.
Из библейского рассказа
о тяжелом положении евреев, находившихся в египетском плену (Исх. 1).
Пленение:
Вавилонское
пленение - книжн. О тяжелой неволе.
Восходит к Библии (Пс.
136), где рассказывается о тяжелой жизни иудеев в вавилонском плену.
Плод:
Запретный плод
[сладок] - о чем-либо недозволенном, недоступном, а поэтому особенно
заманчивом, желанном.
Восходит к библейскому
сюжету о древе познания добра и зла, срывать плоды которого Бог Адаму и Еве
запретил (Быт. 2, 16-17).
Вкушать поды
чего - книжн. Пользоваться результатами сделанного, достигнутого.
Оборот вкушать плоды возник непосредственно в русском языке.
Древнерусская форма выражения - вкушать
от плода.
Плоть:
Войти в плоть и
кровь кого, чью - оказаться прочно усвоенным кем-либо.
Восходит к книгам
Священного Писания.
Плоть от плоти чьей - о кровном
или идейном родстве.
Когда Адам увидел Еву,
созданную из его ребра, он сказал: «Вот это кость от костей моих и плоть от
плоти моей» (Быт. 2, 21-23). Плоть - устар. «тело человека».
Понтий:
От Понтия к
Пилату [посылать] - книжн. неодобр. Посылать кого-либо от одного к другому, не решая
дела, не давая ответа.
Схваченного Иисуса
сначала привели к римскому прокуратору Понтию Пилату, тот отправил его к Ироду,
управляющему Галилеей, уроженцем которой был Иисус. Иисус отказался отвечать
Ироду, и его снова послали к Понтию Пилату. Народ воспринял имена Понтий и
Пилат как имена двух разных людей, имя Ирода из изложения выпало.
Пот:
В поте лица
[своего] [трудиться, работать, есть хлеб свой] - с большим
усердием, напряжением, прилагая больше усилия.
Изгоняя Адама из рая за
первый грех, Бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,
19).
Потоп:
Всемирный потоп - о сильном и
длительном дожде, наводнении, плохой погоде вообще.
У многих древних народов
существовали предания о страшном наводнении, охватившем весь мир. Сохранились
греческий, индийские, китайские, вавилонские мифы, записи на древнеассирийских
глиняных табличках. В Библии рассказывается о том, что, прогневавшись на людей,
Бог послал на землю страшный ливень, длившийся сорок дней и ночей и
уничтоживший все живое (Быт. 7, 11-12). Спасся лишь праведник Ной, ставший
основателем нового человеческого рода.
Похлёбка:
Продать[ся] за
чечевичную похлёбку; отдать первенство за чечевичную похлёбку - книжн. неодобр.
Предать кого-либо, получить незначительное материальное вознаграждение. (Быт.
25, 31-34).
Вернувшись с охоты,
голодный Исав попросил у своего младшего брата-близнеца Иакова чечевичной
похлёбки. Иаков согласился, но потребовал, чтобы Исав уступил ему за это свое
право первородства. Проголодавшийся Исав пообещал ему это и тем самым уступил
Иакову старшинство и большую долю наследства.
Поцелуй:
Иудин поцелуй;
поцелуй Иуды - Предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви,
дружбы.
В Евангелии Иуда - один
из двенадцати учеников Иисуса, предавший его. Иуда привел стражу в Гефсиманский
сад, где находился Иисус, и сказал, что тот, кого он поцелует, и есть Иисус. За
это предательство он получил тридцать сребреников.
Прах:
Отрясти прах от
(с) ног своих - книжн. Навсегда порвать с кем-, чем-либо, уйти с негодованием.
Выражение из Евангелия:
«...Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из
города того, оттрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 14; Мк. 6, 11; Лк. 9, 5;
Деян. 13, 51).
Превращение:
Превращение
Савла в Павла - книжн. О резком изменении чьих-либо убеждений, взглядов на
диаметрально противоположные.
Выражение восходит к библейской истории об
апостоле Павле. Первоначально Павел (тогда он еще носил имя Савл) был яростным
противником христиан. Он даже принял участие в убийстве одного из них, Стефана.
Но однажды, на пути в город Дамаск, он услышал голос с неба, упрекавший его в
гонениях Христа в лице его учеников. Потрясенный Савл принял имя Павел
(слово паулус по-латыни
значит «маленький», «ничтожный») и превратился в убежденного христианина и
проповедника христианства (Деян. 9, 1-22).
Предел:
Предел, его же
не прейдеши - устар. книжн. О рубеже, который нельзя переступить.
Выражение восходит к
церковно-славянскому тексту Библии (Дан. 6, 7-8).
Притча:
Притча во
языцех - шутл. Предмет всеобщих разговоров, постоянных пересудов и т. п.
Выражение из Библии (Втор. 28, 37).
Ст.-сл. во языцех -
это форма местного (предложного) падежа мн. числа сущ. язык, имевшего значение
«народ, племя». Притча -
короткий рассказ с нравоучительным смыслом. Следовательно, притча во языцех - это притча,
известная всем народам.
Пришествие:
Второе
пришествие - отдаленное будущее, время, которое неизвестно когда наступит,
неопределенно далекий срок.
Оборот восходит к
евангельским предсказаниям о возвращении Иисуса Христа на землю («Втором
Пришествии») перед концом света.
До Второго Пришествия
[ждать] - неопределенно долго.
Пророк:
Нет (несть)
пророка в своем отечестве - заслуги своих близких, соотечественников люди
часто не ценят, отдавая предпочтение авторитетам со стороны.
Выражение восходит к
Евангелию (Мф. 13, 57; Мк. 6, 4; Лк. 4, 24; Ин. 4, 44). Когда Иисус,
прославившись своей проповедью и чудесами, вернулся на родину, его встретили
недоверчиво. «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем»,-
сказал тогда опечаленный Иисус.
Путь:
Неисповедимы
пути Господни - книжн. Невозможно предугадать все повороты судьбы, предопределить
будущее. (Рим. 11, 36).
Совращать с
пути истинного - заставлять отступить от верных мыслей, убеждений, толкать на
что-либо дурное. Из старославянского языка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий