Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи.
Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи,
неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые
штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов,
синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст
работы свидетельствует о бедности речи ученика.
1) Употребление слов в
несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех –
грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…
2) тавтология (повторение
однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все
ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко
описывает события Великой Отечественной войны.
Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении
может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений
типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь,
воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то
лежа пролежать. (пословица)
Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В
художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)
Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)
Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)
3) плеоназм (скрытая
тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить
новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность
творчества; коллеги по работе;
4) смешение паронимов: представители
высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились
вражеские отношения; это блюдо очень сытое;
5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод,
разруха; ухудшился уровень жизни населения;
6) пропуск нужного слова (или
речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на
третьей минуте;
7) речевые штампы: теперь
поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен
может проводиться по завершении освоения предмета;
8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на
халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого
нахала, который безбожно врет и хватает взятки;
9) смешение лексики разных
исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в
загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;
10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях
(обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет
в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на
нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.
11) неудачное употребление личных и
указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего
создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может
попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у
нас осталось хорошее впечатление.
12) неудачный порядок слов: Добролюбов
купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства».
Прелюдию и ноктюрн для левой руки
Скрябина исполнила Маргарита Федорова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий