Сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а
из нескольких частей, может быть особым образом организовано и представлять
собой период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь). Особая
организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в
нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это
многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической
структуре.
Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем пауза и понижение голоса.
Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем пауза и понижение голоса.
В соответствии с этим период делится на две основные части, которые
называются повышением и понижением. В больших по объему периодах повышение и
понижение может в свою очередь подразделяться на части посредством пауз меньшей
длительности, это члены периода. Части периода построены по принципу
параллелизма: в них обычно повторяются и порядок слов, и видо-временные формы
глаголов.
В периоде обычно главной части (или главным)
предшествует перечисление однородных придаточных.
Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир,
волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей
шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под
лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь
только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, -
к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны
золотые навевать (Л.).
Однако придаточные (или придаточная) могут и закрывать период, т.е. помещаться во второй части.
Однако придаточные (или придаточная) могут и закрывать период, т.е. помещаться во второй части.
Например: До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают;
когда почка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются
беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор
покрываются подснежными тюльпанами, называемыми "сон", лилового,
голубого, желтоватого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в
трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до
вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих,
однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых
я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий
свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в
воде движение, на земле шум, в воздухе трепет, когда и луч солнца дрожит,
пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал (Акс.).
Части периода (как перечисляющиеся придаточные, так и главные) могут быть осложнены внутренним подчинением.
Смысловые отношения между частями периода (повышением и понижением) те же, что и между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинно-следственные, условные и т.д.).
Сложные предложения сопоставительные также могут строиться по принципу периода: Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину, - тем робче старый круг друзей в семью стесняется едину, тем реже он; тем праздник наш в своем веселии мрачнее, тем глуше звон заздравных чаш и песни наши тем грустнее (П.).
Построение сложного предложения в виде периода - явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.
Например: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной - серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горб.).
Части периода (как перечисляющиеся придаточные, так и главные) могут быть осложнены внутренним подчинением.
Смысловые отношения между частями периода (повышением и понижением) те же, что и между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинно-следственные, условные и т.д.).
Сложные предложения сопоставительные также могут строиться по принципу периода: Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину, - тем робче старый круг друзей в семью стесняется едину, тем реже он; тем праздник наш в своем веселии мрачнее, тем глуше звон заздравных чаш и песни наши тем грустнее (П.).
Построение сложного предложения в виде периода - явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.
Например: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной - серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горб.).
Или:
Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь
в облака, -
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!
(С. Островой)
Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь
в облака, -
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!
(С. Островой)
Комментариев нет:
Отправить комментарий