суббота, 10 апреля 2021 г.

Международный образовательный проект «Филологические субботы»

Сегодня , 10 апреля, Международный  образовательный проект «Филологические субботы», посвященный  100-летию филфака Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, вышел на финишную прямую, и  мы подводим итоги.  Проект был  направлен на творческое взаимодействие старшеклассников, студентов, учителей-филологов, преподавателей филологического факультета ПГГПУ и Центра открытого образования на русском языке «Пушкин-центр». Действительно, в проекте приняли участие преподаватели и старшеклассники, студенты и учителя-филологи. Состоялся диалог в рамках предлагаемых тем.  Шло активное  обсуждение актуальных вопросов лингвистики и литературоведения, учащиеся и студенты познакомились с алгоритмами комплексного анализа художественного текста, узнали об интерлингвистике, секретах этимологии и лексикологии.

Ведущие интерактивных площадок – преподаватели филологического факультета ПГГПУ: доц. Ю.Ю. Даниленко, доц. М.А. Ермошина, доц. С.С. Иванова – делали все возможное, чтобы занятия проходили интересно.

Программа «Филологических суббот» выполнена в полном объеме.

Первое занятие на тему «Язык как искусство: феномен создания искусственных языков» провела Ермошина Майя Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языка и методики преподавания языков. Это был познавательно-полезный диалог, в котором участники под руководством опытного преподавателя пытались открыть истину.

Второе занятие провела Даниленко Юлия Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории, истории литературы и методики преподавания литературы, на интереснейшую тему «Миры Иосифа Бродского».

Были созданы условия и для тех участников, кто по каким-то причинам не смог присутствовать на встрече -  запись занятия с Даниленко Юлией Юрьевной была расположена на странице в открытом доступе для участников мероприятия.

Перед каждым занятием были предложены задания для участников суббот, однако особой активности, к сожалению, не проявляли ни студенты, ни учащиеся. Возможно, были объективные причины. 

Перед третьим занятием Иванова Светлана Сергеевна предложила три лингвистические задачи.

1) Слово «зонтик» известно лингвистам как своего рода казус. Обычно уменьшительные существительные образуются от неуменьшительных (например, столик от стола), а в данном случае наоборот: русское «зонт» образуется от «зонтик», а то, в свою очередь, голландскому zondek «укрытие от солнца». Но мы чаще используем зонтик как защиту от дождя, а не от солнца. И Голландия - не такая уж солнечная страна. Почему же слово, пришедшее к нам из голландского, означало именно «укрытие от солнца»?

2) Существует такое устойчивое выражение: втирать очки. Оно значит «обманывать, вводить в заблуждение, пускать пыль в глаза». Почему же очки втирают, а не, скажем, замазывают?

3) В детской речи часто встречаются забавные искажение слов. Например, «колоток» вместо молоток, «пескаватор» вместо экскаватор, «мазелин» вместо вазелин, «коцатка» вместо лопатка и т.д. Чем вызваны такие видоизменения формы слова?

Задания вызвали интерес у школьников и студентов.

Иванова Светлана Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языка и методики преподавания языков, провела  занятие на тему «Слово и жизнь»!

Четвертая, последняя встреча в рамках проекта состоялась 10 апреля. Рябова Мария Викторовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории, истории литературы и методики преподавания литературы, провела  занятие на тему "«Бешеной пляской землю овить, скучную…»: феномен танца в поэзии Серебряного века"!

Все занятия проведены на высоком уровне, материал подавался понятным, доступным языком. Участники могли высказываться или писать в чате ответы. Обстановка была спокойная, располагающая к общению. Слова благодарности  в чате после проведенного занятия школьники  и учителя писали искренне!

ГУО «Гимназия №9 имени Ф.П.Кириченко г.Гродно», реализуя концепцию непрерывности и преемственности среднего высшего и образования, проводит такую работу с Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом впервые, но считает этот  вид сотрудничества нужным и полезным. 

Первый опыт дал хорошие результаты: учащиеся-выпускники обсуждали в гимназии проведенные мероприятия, делились впечатлениями, готовили материалы к новым занятиям, рассказывали сверстникам о том, что узнали и как было интересно! Они увидели «изнутри» общение преподавателей и студентов.

Польза подобных проектов огромна: таким образом создается система ранней профориентации, и школьники приобщаются к довузовской системе обучения уже в стенах гимназии, выпускники в будущем  быстрее других  смогут адаптироваться к условиям обучения в высшей школе.

Учителям также были полезны «филологические встречи», так как они смогли увидеть, как преподаватель  анализирует текст, как правильно и глубоко рассматривает его с разных сторон. Кроме того, учителя увидели, как можно использовать платформу Zoom в учебной и внеклассной работе.

Ожидания учителей и учащихся оправдались!  Ведь когда повышается образовательный уровень учащихся  и расширяется диапазон развития его личности, - это всегда полезно!

Мы благодарим руководство Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, преподавателей, принявших участие в проекте, всех участников «Филологических суббот», Киосе Нину Дмитриевну - непосредственного координатора мероприятия!

 А филологический факультет, которому исполняется 100 лет, пусть процветает, удивляет, вдохновляет новыми открытиями в области филологии! С Днем Рождения!

                             Хотелось бы, чтобы у хорошего дела было продолжение!


А.И.Костюк, учитель русского языка и литературы

ГУО «Гимназия №9 имени Ф.П.Кириченко г.Гродно» (Беларусь)

Комментариев нет:

Отправить комментарий