Аллегория —
выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения)
посредством конкретного (образа), например, изображение смерти в виде скелета с
косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной
руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает
абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие.
В
аллегории чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть,
истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи - носители
определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания (Минерва -
богиня мудрости), аллегория может выступать и как целый ряд образов,
связанных единым сюжетом. В то же время для нее характерно однозначное
иносказание и прямая оценочность, закрепленная культурной традицией: смысл ее
может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях
"добра" и "зла". Аллегория близка к символу, а в
определенных случаях совпадает с ним.
Однако
символ более многозначен, содержателен и органично связан со структурой чаще
всего простого образа. Нередко в процессе культурно-исторического развития
аллегория утрачивала свое первоначальное значение и нуждалась в ином
истолковании, создавая новые смысловые и художественные оттенки (притча о
сеятеле в "Евангелии").
В
истории философии первые попытки вычленить аллегорию предпринимаются
в эпоху эллинизма и связаны со стремлением истолковать древние тексты
(например, "Илиаду" и "Одиссею" Гомера) как следующие друг
за другом аллегории.
При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и аллегория смешивалась с символом. Наиболее широко она используется в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Возрождения аллегория распространена в таких направлениях искусства, как маньеризм, барокко, классицизм.
При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и аллегория смешивалась с символом. Наиболее широко она используется в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Возрождения аллегория распространена в таких направлениях искусства, как маньеризм, барокко, классицизм.
Аллегория чужда
рационалистической философской традиции 19-20 вв.
Однако аллегорическая образность характерна для творчества П.Б. Шелли, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса. И до сих пор аллегория традиционно используется в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера (например, "Чума" Камю).
Однако аллегорическая образность характерна для творчества П.Б. Шелли, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса. И до сих пор аллегория традиционно используется в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера (например, "Чума" Камю).
Литературный глоссарий
Комментариев нет:
Отправить комментарий