четверг, 8 декабря 2016 г.

Переносное употребление форм наклонения глагола

 Глаголы в форме одного наклонения могут употребляться в значении другого наклонения. Так, формы изъявительного наклонения в живой речи нередко используются для побуждения к действию, то есть в значении, свойственном повелительному наклонению.
Этой цели служат некоторые формы будущего и прошедшего времени. Одна из них – форма 2-го лица единственного и множественного числа будущего времени глаголов совершенного вида.

Другие моменты отражены в таблице.

Прямое значение
Переносное значение
Пример
Изъявительное наклонение
В значении повелительного
наклонения
Идём в зоопарк!
"[Лопахин, отдавая Дуняше букет] И квасу мне принесешь" (Ч.);
Повелительное наклонение
В значении 
изъявительного
наклонения
"[Фамусов] Им бал, а батюшка таскайся на поклон" (Гриб.); 
"И вот вдруг мне тогда в ту же секунду кто-то и шепни на ухо..." (Дост.)
Повелительное наклонение
В значении 
условного
 наклонения
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
"Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей... Бог знает, что бы они делали 
Условное наклонение
В значении 
повелительного
наклонения
Шёл бы ты на урок!
"Я попросил бы вас зайти завтра ко мне"
"Чтоб я его больше здесь не видела!"
Инфинитив
В значении 
повелительного
наклонения
Встать! Суд идет!!

(По материалам учебного пособия  Д.Э.Розенталя)

Комментариев нет:

Отправить комментарий