Научный
стиль – одна из функциональных разновидностей общелитературного языка.
В
число жанров научного стиля входят статья, монография, рецензия, отзыв, резюме,
реферат, аннотация и другие.
Научный
стиль обслуживает сферу научного общения, в которой вырабатываются и
теоретически осмысливаются объективные знания о действительности.
Основная функция и цель
научной речи – передача адресату научной
информации, научных знаний. Очевидно, что из всех видов знаний о языке в научном
тексте представлены прежде всего понятия, закономерности и факты.
Сфера
научного общения требует точного, логичного,
однозначного выражения мысли. Следовательно, лингвистические особенности
научного стиля речи обусловлены внеязыковыми особенностями: целями, задачами,
потребностями общения в научной сфере и ее разновидностях.
К особенностям научного
стиля относятся:
1) абстрактность
и обобщенность;
2) точность,
однозначность, понятийность и определенность;
3) отсутствие
образности и эмоциональности;
4) логичность.
Абстрактность и обобщенность выражаются
такими способами, как:
1) широкое
употребление абстрактной лексики, прежде всего терминологической:
точка, тело, молекула, вектор;
2) наличие
большого количества абстрактных существительных среднего рода, которые не могут
сочетаться с понятиями счета и числа:
преобразование,
равновесие, кипение, получение;
3) употребление
наречий и прилагательных, обозначающих постоянное и общее качество, свойство
или действие:
большинство,
обычно, регулярно, всегда, любой, каждый;
4) употребление
пассивных конструкций:
Результаты
опыта заносятся в таблицу;
5) употребление
глаголов настоящего времени в значении настоящего вневременного, обозначающего
постоянные признаки предметов и объектов действительности и действия с ними:
Сопротивление
проводника зависит от площади сечения;
6) употребление
существительных во множественном числе в значении обобщения:
частоты,
масла, длины, теплоты, климат;
7) использование
кратких прилагательных в значении постоянного признака, свойства предмета:
Окись меди
нерастворима.
Отсутствие
образности научной речи выражается в следующем:
1) научная
речь имеет набор строго ограниченных эмоционально-экспрессивных средств,
связанных с подчеркиванием той или иной мысли: усилительные и ограничительные
частицы (лишь, абсолютно, чрезвычайно), превосходная степень
прилагательных (простейшее решение, важнейшая задача);
2) уменьшительно-ласкательные
суффиксы не имеют эмоциональной окраски: буравчик, пробирка;
3) метафоры
используются как термины и не имеют значения образности: гусеница, плечо,
муфта;
4) сравнения
также не имеют значения образности, выступая в качестве формы логического
мышления: Бром, как и йод, возгоняют в виде паров.
Логичность научного
стиля речи выражается на уровне группы предложений, абзаца и всего текста.
Логичность научного текста обеспечивается применением следующих средств:
1) связь
предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с
указательными местоимениями: тот, этот;
2) употребление
наречий, указывающих на последовательность течения мысли: сначала, прежде
всего, далее, потом;
3) использование
вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания: следовательно,
во-вторых, наконец, итак, таким образом;
4) употребление
пояснительных союзов: так как, потому что, чтобы;
5) использование
конструкций и оборотов связи: теперь остановимся на свойствах, перейдем к
рассмотрению вопроса, далее отметим.
Требования
строгой логичности научного текста обуславливает преобладание в нем сложных
предложений с союзной связью, особенно сложноподчиненных.
Основной пласт лексики
научного стиля – термины. Терминология –
это ядро научного стиля, последний, самый внутренний круг, ведущий, наиболее
существенный признак языка науки. Можно сказать, что термин воплощает в себе
основные особенности научного стиля и предельно соответствует задачам научного
общения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий