суббота, 16 февраля 2019 г.

Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова направлен  на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано.
 Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
 ходить ← приходить; приходить ← приход 
  Обычно производное слово отличается одной морфемой. Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.


По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
 Способы образования слов
 1. Приставочный
подтекст ← текст безоблачный ← облачный догнать ← гнать
 2. Суффиксальный
белизна ← белый пахота ← пахать сотворение ← сотворить
3. Приставочно-суффиксальный
 безлюдный ← люди задолго ← долгий надомник ← дом
4. Бессуффиксальный
отдых ← отдыхать зелень ← зеленый супруга ← супруг
5. Постфиксальный
какой-нибудь ← какой что-то ← что где-либо ← где
6. Сложение:
1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков пожароопасный ← пожар, опасный диван-кровать ← диван, кровать канатоходец ← канат, ходить мореплаватель ← море, плавать спецкор ←  специальный корреспондент МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
 7. Слияние целых слов
густонаселенный ← густо, населенный малознакомый ← мало, знакомый
8. Переход из одной части речи в другую
 загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
 ходить — приход; (ходить ← приходить ← приход);
мир — примирение (мир ← примирить ← примирение);
холод — холодноватый (холод ← холодный ← холодноватый).

 Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно. Чтобы правильно его выполнить предпримем несколько шагов
  


По материалам сайта https://russkiiyazyk.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий