Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Н.
Толстой).
Эллипсис используется как стилистическая фигура для придания
высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной
выразительности.
Мы сёла — в пепел,
грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Ж у к о вс к и и). Вместо хлеба —
камень, вместо поучения. — колотушка.
Офицер — из
пистолета. Теркин — в мягкое штыком (Твардовский)
Эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени или способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия, например:
Эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени или способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия, например:
На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнём июльское
солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На
дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и
перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам - словно вымершая от зноя степь
(Шолохов);
За домом - сад,
залитый солнцем (Б. Полевой);
Теркин - дальше, автор - вслед (Твардовский).
Различают эллипсис фонетический, синтаксический, фразеологический.
Фонетический эллипсис (изучается орфоэпией) состоит в сокращении, опущении, гл. образом в разговорной речи, части звуковых сегментов, содержащихся в образцовом фонетическом тексте или в идеальном фонетическом облике слова. Именно по явлениям фонетического Э., квалифицируемого как «неполный стиль» произношения, разг. речь принято отличать от устной кодифицированной речи.
Фонетический эллипсис (изучается орфоэпией) состоит в сокращении, опущении, гл. образом в разговорной речи, части звуковых сегментов, содержащихся в образцовом фонетическом тексте или в идеальном фонетическом облике слова. Именно по явлениям фонетического Э., квалифицируемого как «неполный стиль» произношения, разг. речь принято отличать от устной кодифицированной речи.
Например: [тыШ'ь], [ран'ныи], [фстр'ёт'цъ], [этп/к'удъ] при
[тыс'ьчь] (тысячи)
Эллипсис в синтаксисе связан главным образом с ситуативностью разговорной речи. Он сопровождается жестами, мимикой, находит своё выражение в «свёрнутости» конструкций в высказывании,
Эллипсис в синтаксисе связан главным образом с ситуативностью разговорной речи. Он сопровождается жестами, мимикой, находит своё выражение в «свёрнутости» конструкций в высказывании,
Он домой; Я — ни слова; «Самая поздняя осень - это когда от
морозов рябина морщится» (Пришвин).
Фразеологический Эллипсис связан с модификациями фразеологической единицы, выражающимися в том, что один из её компонентов опускается под влиянием контекста, напр.: как зеницу ока (беречь); ум за разум (заходит); «Прошло двадцать пять. Но это само собой» (Шукшин).
В стилистике - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту большую выразительность, динамичность. Эллипсис способствует передаче быстрой смены событий, действий, общей динамики изображаемой сцены, напряжённого состояния персонажа, вносит дополнительные детали в его речевую и психологическую характеристику.
Эллипсис как стилистическая фигура, широко используемая в художественной прозе и в поэзии, в публицистике, в сценической и ораторской речи, опирается на соответствующие явления в разговорной речи.
Наиболее
распространён эллипсис синтаксических
конструкций; чаще всего опускается глагольное сказуемое: «Решили лисы кролика
запечь, А кролик из духовки - прыг на печь, Потом на лавку и в окошко с лавки»
(Козловский).Фразеологический Эллипсис связан с модификациями фразеологической единицы, выражающимися в том, что один из её компонентов опускается под влиянием контекста, напр.: как зеницу ока (беречь); ум за разум (заходит); «Прошло двадцать пять. Но это само собой» (Шукшин).
В стилистике - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту большую выразительность, динамичность. Эллипсис способствует передаче быстрой смены событий, действий, общей динамики изображаемой сцены, напряжённого состояния персонажа, вносит дополнительные детали в его речевую и психологическую характеристику.
Эллипсис как стилистическая фигура, широко используемая в художественной прозе и в поэзии, в публицистике, в сценической и ораторской речи, опирается на соответствующие явления в разговорной речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий