среда, 7 декабря 2016 г.

Эллиптические предложения

 Эллиптические предложения – это самостоятельно употребляемые предложения особого типа, специфика структуры которых представляет собой отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Отсутствующее и не нуждающееся в «восстановлении» сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, так как в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными. 
Эллипсис (эллипс) – это (греч. ellipsis — выпадение, опущение) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.
Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Н. Толстой).
Эллипсис используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.
 Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Ж у к о вс к и и). Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка.
 Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (Твардовский)

Эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени или способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия, например:
На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнём июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам - словно вымершая от зноя степь (Шолохов);
 За домом - сад, залитый солнцем (Б. Полевой);
Теркин - дальше, автор - вслед (Твардовский). 
Различают эллипсис  фонетический, синтаксический, фразеологический.
Фонетический эллипсис (изучается орфоэпией) состоит в сокращении, опущении, гл. образом в разговорной речи, части звуковых сегментов, содержащихся в образцовом фонетическом тексте или в идеальном фонетическом облике слова. Именно по явлениям фонетического Э., квалифицируемого как «неполный стиль» произношения, разг. речь принято отличать от устной кодифицированной речи.
Например: [тыШ'ь], [ран'ныи], [фстр'ёт'цъ], [этп/к'удъ] при [тыс'ьчь] (тысячи)
Эллипсис  в синтаксисе связан главным  образом с ситуативностью разговорной  речи. Он  сопровождается   жестами, мимикой, находит своё выражение в «свёрнутости» конструкций в высказывании,
Он домой; Я — ни слова; «Самая поздняя осень - это когда от морозов рябина морщится» (Пришвин).
Фразеологический Эллипсис связан с модификациями фразеологической единицы, выражающимися в том, что один из её компонентов опускается под влиянием контекста, напр.: как зеницу ока (беречь); ум за разум (заходит); «Прошло двадцать пять. Но это само собой» (Шукшин).

 В стилистике - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту большую выразительность, динамичность. Эллипсис способствует передаче быстрой смены событий, действий, общей динамики изображаемой сцены, напряжённого состояния персонажа, вносит дополнительные детали в его речевую и психологическую характеристику.
Эллипсис  как стилистическая фигура, широко используемая в художественной прозе и в поэзии, в публицистике, в сценической и ораторской речи, опирается на соответствующие явления в разговорной  речи.
Наиболее распространён эллипсис  синтаксических конструкций; чаще всего опускается глагольное сказуемое: «Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки - прыг на печь, Потом на лавку и в окошко с лавки» (Козловский).

Комментариев нет:

Отправить комментарий