Числительное
сорок является не общеславянским, происходит не от общего для всех этих языков
корня, а создалось только у нас на Руси и только в русском языке.
Мало того, судя по сходству остальных числительных во всех славянских языках, кроме русского, правильно будет допустить, что и у нас когда-то существовало для числа 40 слово, также похожее на них, что-то вроде четырьдесят или четыредцать. Но затем по причинам, сейчас уже неясным, его вытеснило слово совсем другого происхождения – таинственное сорок.
Что же могло означать это слово и почему оно получило именно такое числовое
значение?Мало того, судя по сходству остальных числительных во всех славянских языках, кроме русского, правильно будет допустить, что и у нас когда-то существовало для числа 40 слово, также похожее на них, что-то вроде четырьдесят или четыредцать. Но затем по причинам, сейчас уже неясным, его вытеснило слово совсем другого происхождения – таинственное сорок.
Мы часто сталкиваемся в древнерусских письменных документах с несколько особым его значением.
Некогда оно было не числительным, а существительным мужского рода и
означало особую меру счета дорогих
мехов.
Читая древние грамоты и летописи, то и дело встречаешься с тогдашними сороками:
«...Да пять сороков соболя...», «Да еще двадцать семь сороков бобра...».
Это было особое существительное, применявшееся, однако, только при счете. Естественно, что до превращения его в имя числительное путь был уже недалек.
Сколько же шкурок-единиц входило в сорок?
Этого мы в полной точности не знаем. Но нам известно, что из сорока драгоценных шкурок можно было как раз сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому, длинный кафтан.
Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название сорок. Это тем более вероятно, что мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – сорочка.
Вероятно, в ее покрое или мерке сохранилось что-то от покроя той меховой одежды, на которую когда-то шел сорок соболей или куниц (шел, а не шло и не шли – заметьте!).
Весьма возможно, что на пошивку старинного мехового сорока шло примерно 40 собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: сорок стало значить уже не «кафтан из 40 шкур», а простое число: 40шкурок. А затем – не 40 собольих шкурок, а 40 любых предметов вообще.
Вот всмотритесь в эту примерную схему.
Были слова, которые значили:
Сначала:
Слово сорок – кафтан из «четыредцати» шкур и
слово четыредцать – 40 любых предметов, кроме шкур.
Потом:
Слово сорок – 40 всяких, например, собольих, шкурок и
слово четыредцать – 40 любых предметов.
Наконец:
слово сорок – 40 любых предметов, в том числе и шкурок.
Слово четыредцать ничего не значит. Оно исчезло.
Читая древние грамоты и летописи, то и дело встречаешься с тогдашними сороками:
«...Да пять сороков соболя...», «Да еще двадцать семь сороков бобра...».
Это было особое существительное, применявшееся, однако, только при счете. Естественно, что до превращения его в имя числительное путь был уже недалек.
Сколько же шкурок-единиц входило в сорок?
Этого мы в полной точности не знаем. Но нам известно, что из сорока драгоценных шкурок можно было как раз сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому, длинный кафтан.
Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название сорок. Это тем более вероятно, что мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – сорочка.
Вероятно, в ее покрое или мерке сохранилось что-то от покроя той меховой одежды, на которую когда-то шел сорок соболей или куниц (шел, а не шло и не шли – заметьте!).
Весьма возможно, что на пошивку старинного мехового сорока шло примерно 40 собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: сорок стало значить уже не «кафтан из 40 шкур», а простое число: 40шкурок. А затем – не 40 собольих шкурок, а 40 любых предметов вообще.
Вот всмотритесь в эту примерную схему.
Были слова, которые значили:
Сначала:
Слово сорок – кафтан из «четыредцати» шкур и
слово четыредцать – 40 любых предметов, кроме шкур.
Потом:
Слово сорок – 40 всяких, например, собольих, шкурок и
слово четыредцать – 40 любых предметов.
Наконец:
слово сорок – 40 любых предметов, в том числе и шкурок.
Слово четыредцать ничего не значит. Оно исчезло.
А выражение «сорок
сороков» – традиционное выражение для обозначения
многочисленности церквей в старой Москве.
(По материалам этимологических словарей)
(По материалам этимологических словарей)
Комментариев нет:
Отправить комментарий